Для того, чтобы овладеть сложным навыком (новая привычка, условный рефлекс, тоже к ним относится), нам нужно пройти целый круг обучения:
1. На первом этапе мы не знаем о том, что чего-то не можем, упускаем какую-то возможность, или о том, что те, кто умеет это самое, получают какие-то дополнительные профиты. Это этап неосознанного незнания. Мы не умели когда-то водить машину и не чувствовали нужды в этом умении - как советские люди, или вообще древние.
2. На втором - в нашем поле зрения появляется некоторая возможность, но мы обнаруживаем, что для нас она недоступна. Вот маленькие дети видят, как взрослые танцуют, да даже и не танцуют, просто хотят на двух ногах, но пробуют сами и не могут. Они понимают, что не могут, что надо учиться, делать что-то. Это этап осознанного незнания.
3. На третьем этапе мы начинаем учиться - для этого навык нужно вытащить в сознание, разобрать на детали. Сознание, логическая часть нашей психики, отвечает за анализ и способна рассматривать и описывать составные части только последовательно, медленно, по отдельности. Чтобы научиться водить на машине, мы сначала отдельно переключаем передачи, потом отдельно учимся нажимать на педали, потом отдельно учимся смотреть в разные зеркала. Последовательно, медленно, когда сознательно. Сознательно - это не наша цель.
Если мы сознательно будем подбирать слова - мы станем тормозами и занудами. Если мы сознательно будем выбирать движения - мы станем деревянными и некрасивыми. Сознательно, медленно - это только этап. Этап осознанного знания на нашем круге.
4. А навык получается, когда нам удается получать результат на автомате. Не думая ехать за рулем. Играть мелодию из головы на фортепиано или гитаре, двумя руками сразу, одновременно. Говорить на публике взахлеб, интуитивно учитывая и аудиторию, и настроение, и контекст. Неосознанное знание становится нашим и влияет на то, что мы получаем в конечном итоге.
От осознания до результата - большая работа.