Фильм «Последняя любовь на земле» (2011)

Это очень НЛПерский фильм.

Основополагающая метафора в фильме - странный вирус, который поражает все человечество. Как он распространяется никто не знает - носителя как будто нет и через что он передается не понятно. Но алгоритм у этого вируса общий для всех - человек испытывает какую-то конкретную эмоцию, а после теряет одно чувство (сенсорный канал). Сначала пропадает обоняние, потом вкус, после слух, а под конец и вовсе зрение.

На фоне этого вируса развивается роман повара - эдакого типичного представителя современных мужчин, т.е. симпатичного, не слишком молодого, поначалу деликатного и обходительного, но не стремящегося к близким отношениям, не желающего даже ночевать до утра с женщиной, размышляющего над своим чувством вины и на тему того, что он должен-не должен - и женщины-эпидемиолога со своими тараканами.

Она его своими тараканами зацепила (вызвала интерес, любопытство, желание) - в преддверии нашей завтрашней вечерней встречи по эффективным стратегиям в личных отношениях это наблюдать даже интересно. И у них параллельно с развитием этой эпидемии начинаются бурные и эмоциональные отношения.

И, соответственно, эпидемия для них шагает по этапам развития этих отношений. Собственно эти этапы фильм и расписывает - упоминая все сложные сочетания эмоций и чувств, которые присутствуют в любви (если переводить название с английского, оно звучит как "Идеальное чувство").

Зарождение любви

По нашим главным героям мы и видим сначала, как зарождается любовь - испытывающие первоначальную симпатию и интерес друг к другу люди открывают друг другу сокровенные воспоминания, делятся грустью, ностальгией, плачут в присутствии друг друга.

Те, кто много общаются, дружат, но не переходят из френд-зоны в романтическую зону - вот подсказка от авторов. Грусть, ностальгия, сокровенные воспоминания - это то, что очень сокращает дистанцию, роднит. Такое приоткрывание очень интимно и выделяет для нас того, кому мы открылись. Это совершенно новая зона.

По иронии судьбы - именно ностальгия, грусть и рыдание - это эмоции, которые приводят к потере первого чувства - обоняния. У наших влюбленных вирус появляется с момента сближения.

С точки зрения языка описания НЛП (это сейчас поймут только наши студенты) интересны размышления и рефлексия героини над тем, что с запахами как будто ушли наши самые сокровенные воспоминания. О том, что именно запахи переносят нас в детство и именно запахи открывали двери ностальгии и светлой грусти.

Для НЛПеров - это тонкое подмечание, с какими глубинными стратегиями связаны триггеры (которые могут быть только сенсорными). Все органы чувств помогают нам ориентироваться в нашей многогранной, разнородной и хаотичной внешней среде. У всех высших психических функций (и сложных переживаний, и целых чувственных категорий тоже) сенсорная основа. Наше сознание внутри наполняется извне. Студенты курса НЛП-практик эти механизмы уже хорошо понимают.

И обоняние помогает нам отличать родное, сочетающееся, подходящее - от неродного и неподходящего. Классно.

Укрепление любви

Что же является следующим этапом в отношениях наших героев (и в развитии вируса тоже)? Вначале любовь робка и хрупка. В какой момент она крепнет?

Перед потерей следующего чувства - вкуса - люди испытывают страх одиночества и после сильнейший голод.

Страх одиночества для наших героев страновится следующей ступенькой к сближению - да, любовь растет, когда спасает от одиночества и когда объект любви ассоциируется именно с таким спасением.

А еда - подручная замена для заполнения такой пустоты.

Наши герои рассказывают о себе самую страшную правду, самые стыдные подробности - то, что, по их мнению, достойно осуждения, отделяет их от других, порицаемо. И принимают друг друга.

Вкус для человека связан с наслаждением, комфортом и таким же различением нравящегося (и полезного) от ненравящегося.

Сенсорный вкус у наших героев пропал, но внутреннее чувтво уже с ними. Когда оно попало внутрь, то уже никуда не девается. Разве что трансформируется. Так бытие формирует сознание. Так внешние ресурсы помогают выращивать внутренние.

В следующем блоке фильма был момент, когда люди, оглохнув, продолжали ходить на джазовые концерты, а музыканты продолжали их играть. А потому что то, что стало нашим, уже никуда не денется.

Испытание любви

Вирус неумолим и следующим он лишает слуха. Что нужно испытать, чтобы вирус сработал? Раздражение, злость и гнев.

По всему миру - каждый в свой момент - люди лишаются слуха. А до этого злятся и гневаются.

В какой момент болезнь настигает наших героев?

Их роман бурно развивается, они много времени проводят вместе, помогают друг другу справляться со всем, что происходит, поддерживают и, казалось бы, понимают и смиряются со всем друг в друге, что было стыдно, страшно и неприемлемо.

Они решают съехаться. И в момент этого решения - максимального сближения, которое еще и сопровождается ожиданием продолжения этого решения в будущем - наш мужчина (под воздействием ли чувства вины, опасений, собственной ли уязвимости, которую он открыл для своей женщины) начинает злиться. Эта вспышка разгорается, ведь вирус еще и усиливает эмоции, и он высказывает ей все противоположные, перпендикулярные и скрытые до этого момента чувства, проезжаясь всем весом и на полной скорости и по своим опасениям, и всем ее слабым местам, которые она ему приоткрыла.

Сначала глохнет он. А после его извинений злится и глохнет и она тоже.

Слух связан с гневом - с точки зрения описания стратегий (это снова для выпускников НЛП-практик) тоже классное подмечание, ведь слух помогает нам охранять свою территорию и реагировать на вторжения (даже в системно-векторной психологии была эта функция, помню, у звукового вектора). В любом случае, аудиальные триггеры часто связаны с раздражение и делая коллапс якорей мы рвем именно такие связи. Классно.

А еще это метафора - ведь в момент гнева мы не слышим другого.

Ну и сама дуальность эмоций - сильнейшее притяжение и надежда на спасение и, одновременно, сильнейшее опасение и гнев - тоже классное подмечание.

Трансформация любви

Ну и заканчивается фильм ... слепотой, конечно.

Единение и радость.

Конечно. Визуальная система помогает нам мечтать и строить миры. С развитием визуальной модальности связан наш рост и взросление - именно этот путь (в числе прочих) мы проходим и на курсе НЛП-практик.

А для любви - это трансформация чувства в живое и способное вместить в себя кроме силы и красоты все слабости, противоречия и несовершенства его живых участников. Когда люди начинают видеть друг друга (и все равно любить), а не намечтывать и представлять, дорисовывая по собственному желанию. Наши герои после всего начинают друг друга видеть. Но все равно любить. Они стремятся друг к другу и чувствуют это единение. Чувство уже внутри.

В общем, в конце все слепнут.

Когда пропадут все сенсорные чувства, что останется? Это и есть мы и итог нашей жизни.

Автор: Ольга Белова