Фильм «Адаптация» (2002)

Вчера посмотрела очень кринжовый фильм, но веселый и тонкий, а еще с почти христианской интервенцией. С психологической точно - практически саркастическая демонстрация техники разрешения конфликта и смены убеждений и ценностей.

Для стартовавшей в эти выходные группы НЛП-мастер это особенно интересно - как у героя изменились убеждения и стратегии?

Да и название фильма наше, родное. Адаптация на нашем языке описания и есть способность сделать карту (представление о мире) адекватной территории (окружающему миру) - для лучшей адаптации, т.е. способности достигать целей, реализовывать ценности и испытывать ресурсные состояния, а не постоянный стресс.

Это цель терапевтической работы и большая и важная часть нашего обучения, ведь помимо изучения коммуникативных техник мы развиваем себя и как раз для этой цели.

Предыстория

Итак о фильме - это сарказм на сарказме, ведь реальный и признанный сценарист Чарли Кауфман (один из самых оригинальных авторов, получивший Оскара за сценарий "Вечное сияние чистого разума" в 2005) написал этот сценарий сам во время собственного творческого кризиса и главный герой являлся им же (сыграли его два Николаса Кейджа).

Сюжет

Итак, гениальный сценарист Чарли Кауфман после успеха и номинации на Оскара и еще нескольких десятков разных номинаций на других премиях за фильм "Быть Джоном Малковичем" (это все и правда было) получает предложение написать сценарий по книге "Похитители орхидей" Сьюзан Орлеан (ее играет Мэрил Стрип).

Он представляет, каким особенным может сделать этот сценарий, как необычно и тонко может представить жизнь цветов, как еще сильнее может восхитить авторов, заказчиков и зрителей (ведь к этому его обязывают и прошлый успех, и то, что его считают гением, и его настоящий талант), как сделает что-то действительно новое, выбивающее из канонов. Как восхитит заказчиков и зрителей.

Одновременно с этим он начинает мучится жесточайшим личностным и творческим кризисом - он представляет, как другие оценивают его как толстого, старого, лысеющего (думает, что нужно побрить голову, ведь он выглядит смешно - как будто скрывает свою лысину или не осознает ее). А еще он потеет, когда нервничает, и при личном общении очень стыдится и корит себя за это.

У него есть близкая подруга, с которой они общаются вдвоем - на вечеринке он молчит и боится сказать ей слово, а его внутренний голос корит его, что он ее вообще позвал и она оценит его плохо.

Но она реагирует на него хорошо. Когда он рассказывает о своих переживаниях - смешит его. Но все-таки около ее дома он не целует ее, хотя и думает о том, что надо, ведь это сейчас выглядело бы очень красиво и романтично.

В общем, он пребывает в постоянном напряжении и унынии (мы слышим его мысли за кадром) и видим унылое потеющее лицо и разные метания.

В то же самое время у него живет его брат-близнец (уже выдуманный, но в титрах вписан как реальный "Сценарий Чарли и Дональда Кауфмана" - это был первый случай, когда номинацию на Оскар получил выдуманный персонаж)

Так вот, брат-близнец Чарли - Дональд - оптимистичен, легко находит общий язык с людьми, знакомится и проводит время с девчонками, но у него совсем нет денег и своего дела, поэтому он временно живет у брата Чарли и ищет себя. Еще у него постоянные проблемы со спиной (может со стержнем или целеполаганием...)

Брат Дональд решает тоже стать сценаристом и, погружаясь в это ремесло, проходит курсы с самыми банальными и частыми советами по написанию и, кажется, включает в свой сценарий самые заезженные клише, чтобы удивить и впечатлить зрителя - он пишет триллер о похищении человека и преследовании маньяка полицейским с самой неожиданной развязкой - все они в итоге оказываются одним и тем же человеком. В сценарий он вносит фишки и символизм - например, полицейский на лошади преследует маньяка на автомобиле, что символизирует смешение времен и технологий. На удивленный вопрос Чарли, все ли они являются при этом одним и тем же человеком, он продолжает отвечать утвердительно. Ну а маньяк оказывается каннибалом и потихоньку ест свою жертву - то есть самого себя - пока не умирает.

В то время как Чарли презирает клише, рвет листовку с советами, которые приносит его брат с курсов по сценарному мастерству, и продолжает мучиться желанием написать нечто удивительное, тонкое и необычное. Он совершает множество заходов, но все они приходят в тупик, мысли начинают путаться и все начинают казаться ему бредом.

В конце концов, приходя во все новые и новые тупики, Чарли решает, что ему недостаточно данных, не хватает сути повествования и он решает, что нужно встретиться с автором книги (у автора книги и героя ее книги тоже параллельно развивается своя интересная, трагичная и символичная линия). Но сам он боится это сделать и ему начинает помогать его брат Дональд. С этого момента они начинают действовать сообща.

Но, подозревая автора книги Сюзан Орлеан в обмане и сокрытии какой-то важной части информации, и затеяв слежку за ней, история совсем выходит из под контроля. Тут общий кринж и сарказм в картине достигает своего пика. Я не буду его описывать. Но кульминацией разрешения внутреннего конфликта главного героя и психологической интервенцией для него становится разговор с братом-близнецом Дональдом во время того, как они ночью прячутся от смерти в озере с крокодилами.

Разрешение конфликта

Под страхом смерти Чарли начинает сожалеть о том, как он жил. А Дональд делится тем, как он видел то, что с ним происходит.

В то время как Чарли думал о том, как к нему относятся и как его оценивают другие, очень переживал и боялся этого разочарования. Что и приводило его к избеганию важных ситуаций и судьбоносных решений и попыток, Дональд совсем не думал об этом. Он концентрировался на том, что он сам любит и что его самому нравится и хочется.

Чарли вспомнил, как Дональд был влюблен в девочку в школе, как был рад общаться с ней. И как она смеялась над ним после. Он это случайно увидел и ему стало очень обидно за брата. А Дональд сказал, что слышал, как она смеялась, и ему это не было важно. Он был рад сам испытывать эмоции к той девочке, ему нравилось его чувство любви. Он даже говорит, что мы - это то, что мы чувствует, а не то, как к нам относятся.

Интервенция

А это практически толкование от Матфея из Евангелие: "не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека"

Трактовал это и Ремарк: "Все, что вы видите во мне - это не мое, это ваше. Мое - то, что я вижу в вас"

И это оказало той самой корректировкой внутренней стратегии, которой так не хватало Чарли (это должны понять и увидеть НЛП-мастера).

Изначально и по отдельности два брата близнеца олицетворяли крайности. А это и есть внутренний конфликт - пресловутое ХОЧУ против НАДО.

Стратегия Дональда, если ее изолировать, тоже не была полностью успешной, ведь он жил без денег и перебивался временным кровом у успешного брата.Но и стратегия Чарли, зациклившегося на внешних оценках и превратившая желаемый результат в требование совершенства, не оказалась успешной.

Где же предлагаемый выход?

А это я вам предлагаю увидеть и сформулировать самим. Чарли демонстрирует его в итоге фильма (целует наконец-то свою давнюю подругу и работа начинает спориться, а настроение впервые за фильм и долго время - хорошее и полное надежд и предвкушений).

К сожалению, Дональд погибает.

К счастью, его и не существовало. И, когда Чарли победил внутренний конфликт - сконструировав новую стратегию, которая соединила в себе сильные стороны озвученных ранее крайностей - он стал и не нужен.

Автор: Ольга Белова