И это оспаривание и разрушение запроса происходят совсем не со зла.
Намерение позитивное - помочь, что-то поменять. Но выбор того, что менять, происходить (и это естественно) исходят из тех своих способов, которые есть.
У человека на тренинге, который проводит кому-то технику - исходя из того, что он сам считает правильным. Ведь совместный труд для моей пользы объединяет - значит и другому полезно нравиться мне.
У молодого психолога - исходя из того, что клиент пришел с проблемой, значит надо оспаривать то, в чем он убежден.
Это же вначале мотивирует учиться коммуникации и психологии, не так ли - найти способы не дать другому то, что ему нужно (переубедить, переучить, исправить)?
И вот для исправления этого нужен опыт и супервизия. Сами техники действительно описаны сейчас очень просто, наглядно, выделено самые главное и ключевое.
А вот чтобы поместить эти техники в правильный контекст нужны годы.
Суметь давать другому то, что ему действительно нужно - это сложно и за 3 месяца вряд ли придет.
Но есть то, что поможет сориентироваться и научиться.
Я же так назвала этот пост.
Сотрудничество
Есть в чек-листе оценки терапевтической сессии в КПТ, по которой терапевта оценивает супервизор, такой раздражающий пункт как "сотрудничество".
И этот пункт оценивает то, насколько терапевт действует совместно с клиентом и при его, клиента, согласии и поддержке.
Буквально это означает, что и шагу на сессии ступить нельзя без вопроса типа -
Как вы оцениваете, насколько это важно?
Что это, по-вашему, означает?
Если это произойдет, чем это плохо?
Связано ли это, по-вашему, с вашим озвученный запросом?
Как вам кажется, будет полезно это обсудить?
Чем для вас полезно такое убеждение?
Может ли это, по-вашему, означать что-то другое?
Что, как вам кажется, будет полезнее сейчас сделать - потренировать навык действовать в таких ситуациях или попробовать посмотреть по-другому на само ваше правило?
И делать только то, что решит клиент...
Это ужасно раздражает. И это то, что тренирует нас становиться взрослым, социальным и развитым человеком.