Романы Ирвина Ялома

Это длинная запись встречи книжного клуба - разбор книги Ирвина Ялома "Когда Ницше плакал". Она получилась настолько насыщенной, что я почти ничего не смогла вырезать из нее - только усилиями воли немного сократила ее в конце, так как мы стали немного повторяться, снова и снова обсуждая важное и то, что впечатлило.

Итого в видео упоминается три романа - я их тогда начала читать, а теперь уже дочитала и жажду обсудить:

"Когда Ницше плакал" - первый из больших художественных романов, насколько я вижу по библиографии (до этого были научно-популярные книги и новеллы). Он написан в 1992 году и насыщен реальными цитатами из ранних книг Ницше (в тот период, который описывается в книге) и мыслями, которые после вошли в "Так говорил Заратустра". А еще наполненный мыслями молодого Фрейда, концепциями, в которых мы узнаем и ранний психоанализ, и его последователей. А еще ярко раскрывает образ Йозефа Брейера - реального учителя Фрейда и автора известного кейса с Бертой Паппенгейм (когда под гипнозом женщина вспомнила причины своей истерии и избавилась от ее проявлений - это известный и реальный случай, который изучают психологи)

"Лжец на кушетке" - написанный в 1996 году, где описывается уже современность и ярко и художественно изображен конфликт классического психоанализа и современных направлений (в том числе, кстати, краткосрочной терапии и наших любимых техник из КПТ), а также описана вся система психотерапии США (которой у нас пока нет - очень интересно). Этот роман объемный и многогранный, с большим количество сюжетных линий, которые интересно пересекаются в итоге.

"Шопенгауэр как лекарство" (чаще всего название переводят так, хотя по сюжету точнее реже встречающийся перевод "Лекарство от Шопенгауэра") - это уже более поздний роман 2005 года и в нем применен еще один прием, отличающийся от предыдущих. Параллельно с линиями главных героев автор вкрапил биографию Артура Шопенгауэра, опубликовал его письма (большинство из которых и переведены-то не были до этого) и фрагменты из самых известных произведений. Главный герой его фанат и духовный "брат-близнец", поэтому терапию проходит не сам Шопенгауэр, а его современное воплощение. А еще в отличии от предыдущих книг, где мы наблюдаем изнутри индивидуальную психотерапию - здесь мы заглядываем за кулисы групповой терапии. Ирвин Ялом ее также практиковал и даже написал один большой и знаменитый учебник ("Групповая психотерапия. Теория и практика" 1970).

Но и это еще не все - классический психоанализ и современную психотерапию автор также сталкивает с ... та-дам ... восточными практиками, а именно випассаной (на которой была и я). Одна из героинь пребывает на десятидневном ретрите в Индии еще при живом Гоенке прямо во время повествования. И озвучивает все частые вопросы и сомнения, которыми задавались студенты и во время моего пребывания.

Вот так Ирвин Ялом образовывает нас, развлекая.

Предпоследнюю главу "Лжец на кушетке" можно брать как конспект для работы молодым специалистам.

А в цитатах Шопенгауэра заметят много знакомого и понятного не только современные психологи, но и ... та-дам ... НЛПеры. Вот так. Вообще, Шопенгауэр предвосхитил и вдохновил очень многих известных авторов. Он дискутировал с Кантом, ненавидел Гегеля и вдохновил Ницше и Фрейда, разбираясь в человеческих пороках, когда терапии еще не существовало.

И наша живая библиотека для наших студентов пополнилась теперь не только бумажными книгами Ялома, но и "Критикой чистого разума" Канта, "Миром как воля и представление", "Искусство побеждать в спорах" и "Афоризмами житейской мудрости" Шопенгауэра.

Давайте учиться думать вместе.
Изображение