Мечта о бесконечных еде и сексе
Я как-то думаю, что человек по природе не добр и не благороден, а только настроен на выживание и воспроизводство. И был бы мир "дружелюбен" в обывательском понимании, этим бы и ограничился. Не слишком лицеприятная картина, согласна.
Красивым и возвышенным делают человека вызовы и сложности, которые рождает жизнь. Препятствия, которые не позволяют оставаться на прежнем уровне развития, и создают потенциал для благородства и личностного многообразия (когда приходится объединяться и дисциплинироваться, чтобы выжить).
Нам интереснее наблюдать не за тем, как человек без перерыва ест, спит и совокупляется. Мы даже называем это потерей человеческого облика. А интересно нам видеть решение проблем, преодоление сложностей, рост над собой.
Почему о своей жизни мы думаем в другом ключе? Хотим для других быть толстыми и перекормлеными котами? Это, конечно, приятно, но не интересно. Может быть, вызовы, которые мы получаем - это все-таки не так уж плохо?
Такое описание кажется мне взрослым и подводит нас ко второму критерию:
2. Способность к переосмыслению и вдохновению. Эти качества способны вызвать катарсис - острое описание жизни, стопроцентное попадание в переживания, страхи и тревоги обычного человека. Красивое в своей реалистичности описание страшного мира. Надежда, но не блажь. Много ли простой и понятной красоты в признанном искусстве? Вспомнить бы Сартра, Бальзака, Кафку, Достоевского - ужасно, трагично, грустно, грязно, но это помогает жить (если справиться).
Откуда талант
Я раньше думала о мистике, судьбе, когда читала о гениях, которые не могли не выражать того, что делали в искусстве, считали себя проводниками всевышнего - изначально заряженными патронами из материала, который они рождали для других. Как у Бальмонта:
"Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю."
Мы часто думаем, что это не о нас. А оно о нас. Теперь я не думаю о мистике, а думаю о том, что кто-то глубоко, интересно, видел и умел это выразить. И я думаю о том, что я вижу и что я показываю.
Что - о чем я играю? И как - насколько настроенный я инструмент?
О "сочинительстве" в вышеупомянутом ключе я думаю как о желании выразить то, чего я не думаю, не чувствую, не осмыслил и не пережил.
Ну а об отсутствии таланта как о нежелании признавать себя или страхе признаваться себе в том, что я действительно переживаю в своей жизни - при таком раскладе только сочинять и остается.
Что мы показываем
Хотя, ведь любое действие - это о жизни - и глуповатые скетчи, и пошлые сериалы, пьяные тусовки, взаимные издевательства, скандалы у соседей сверху, порно-фильмы, тренинги личностного роста. Откуда это выросло? Что это выражает?
Это мы видим и по повседневному общению, и по блогам, которые сейчас ведут пока не все, но уже очень и очень многие. Мы всегда выражаем себя, все мы так или иначе твоим свое искусство - в образах и тех или иных формах представляем и описываем жизнь и свой жизненный опыт. Вершиной пирамиды какого опыта мы себя видим, дитем чего, результатом каких действий?
Видно, очень хорошо видно тех, кто "сочиняет", желая быть в тренде или просто принятым, а кто проживает и демонстрирует глубокий и искренний взгляд.
Разница между "искусствами" может быть в горизонтах планирования его авторов. В примерах, которые они подают, и в последствиях, почве, которую они подготавливают своим зрителям. На какой почве выросли мы тоже очень хорошо видно.
Короткое и длинное
Разница будет как между острым, коротким и умеренным, длинным.
Удовольствие от алкогольного или наркотического кайфа не равно удовольствию от пробежки или умеренной, здоровой еды - первое гораздо острее. А уж скорость их получения отличается и того резче. Они разные, но во втором случае они надежнее и, медленно нарастая, медленнее и схлынывают. Избыток превращается в черепки, а умеренность сохраняет качество, которое имеет свойство накапливаться.
Такой подвох. И такой критерий на зрелость и дальновидность авторов, которые нас окружают.
В первом случае оно избыточно и, конечно, превращается в свою противоположность.